Поговорим о…. баллонах.
Не так страшен баллон, как о нем толкуют
Вступление
Материал данной статьи применим к стальным баллонам с рабочим давлением 150-200 атмосфер, используемым для хранения и транспортировки технических газов: азот, аргон, кислород, гелий, углекислый газ, ацетилен и сжатый воздух т.п. Для углеводородных «топливных» газов (пропана, бутана и их смесей) или газов с увеличенным рабочим давлением используются специальные баллоны, с другими рабочими характеристиками.
На написание данной статьи подтолкнули очень частые высказывания о страхе перед использованием баллонов в системах подачи углекислого газа (СО2) в аквариум. Причем высказывания не просто своих опасений, а убеждение других людей об опасности использования баллонов без знания и понимания основных принципов работы сосудов под давлением и требований к ним…
Поэтому – поговорим о баллонах…
Да-да, именно о баллонах.
Почему о них? Потому, что баллон является, пожалуй, единственным компонентом системы подачи углекислого газа в аквариум (Системы СО2) с самым неоднозначным к нему отношением пользователей. Одни без проблем используют баллоны с СО2 в составе системы подачи углекислого газа в аквариум, другие с опаской поглядывают на баллоны, обдумывая покупку системы, а третьи категорически отказываются даже рассматривать вопрос об установке системы СО2 с баллоном.
А все потому, что углекислый газ в баллоне находится под давлением, что очень пугает неосведомленных пользователей, особенно новичков. А уж после «подслушанных и прочитанных» историй-страшилок баллон с СО2 и вовсе становится чуть ли не самым опасным предметом во вселенной. Хотя мало кто задумывался, что такие же точно баллоны с таким же точно газом внутри и под таким же давлением окружают нас постоянно и везде, просто выглядят они немного… по-другому.
Это была лирика. А теперь перейдем к реалиям и фактам.
Что такое баллон
Баллон – это емкость для хранения и транспортировки разных видов газов с запорным механизмом в виде вентиля.
Газ внутри баллона находится под давлением (сжимается во время наполнения баллона). Это делается для того, чтобы в баллон поместилось как можно большее количество газа в допустимых нормах.
Какие бывают баллоны
Баллоны изготавливаются из различных материалов: углеродистая или легированная сталь, алюминий, композит.
Наибольшее распространение имеют баллоны из углеродистой стали. Баллоны из легированной стали более легкие и имеют большее рабочее давление. В последнее время начали поступать в продажу зарубежные баллоны из алюминия и еще более современные – из композитного материала.
Требования к баллону
Независимо от материала, из которого изготавливаются баллоны, их все объединяют некоторые характеристики, которые должны быть на каждом баллоне. Эти характеристики называются общим термином «паспорт баллона», наносятся в верхней части баллона и содержат определенную информацию.
Рассмотрим подробно паспорт баллона, предназначенного для технических газов. Общий вид и расположение паспорта баллона приведены на следующем рисунке (Рис.1), его расшифровка - чуть ниже.
![]()
Рис.1 Пример паспорта баллона
1. Клеймо аттестующей организации (может находиться в других, отличных от указанного, местах), периодичность переаттестации - раз в 5 лет;
2. Месяц, год пройденной аттестации и год до которого действует аттестация (может находиться в других, отличных от указанного, местах);
В данном примере нанесенные данные проведенной аттестации (1 и 2) несколько затрудняют считывание – сначала выбито клеймо аттестующей организации, а потом идут три блока цифр, разделенных точкой. Первые два блока показывают месяц и год проведенной аттестации, а третий блок – год следующей аттестации. Такой способ нанесения аттестационных данных используется довольно редко именно из-за трудностей в считывании.
Для упрощения считывания аттестационные данные принято наносить в определенной последовательности: сначала выбиваются месяц и год проведенной аттестации (два блока по две цифры) далее идет клеймо аттестующей организации и после него две цифры года следующей аттестации (этот вариант будет показан ниже).
3. Клеймо завода изготовителя;
4. Порядковый номер баллона;
5. Месяц выпуска, год выпуска, год следующей аттестации;
6. Рабочее давление баллона;
7. Проверочное давление баллона;
8. Объем баллона;
9. Клеймо ОТК завода изготовителя;
10. Масса баллона.
Данные в паспорте могут незначительно отличаться по расположению и обозначаться другими символами (касается массы баллона и его объема), но набор их должен соответствовать указанному выше. На рисунке ниже (Рис.2) – пример паспорта с другим расположением данных.
![]()
Рис.2 Пример паспорта баллона
Эксплуатация баллонов
Чтобы определить аттестованный ли баллон, какого он года выпуска, для какого рабочего давления он предназначен и где, наконец, находить эти цифры со сроками эксплуатации, необходимо научиться «читать» паспорт баллона. Это совсем не сложно.
Ниже на примере реального баллона показано, как считать данные с паспорта баллона и аттестационные данные.
![]()
Рис.3 Пример паспорта реального баллона
На рисунке 3 показан паспорт реального баллона. Он находится, как правило, в верхней части у горловины баллона.
Для облегчения считывания данных все выбитые в паспорте обозначения нужно визуально разделить на несколько условных блоков, а именно: данные о выпуске баллона, данные о давлении, физические данные о баллоне, сервисные данные.
Данные о выпуске баллона включают:
№ - номер баллона (указан цифрой 2);
дата производства (месяц и год) и год следующей аттестации (указаны цифрой 3). Дата производства в данном примере является и датой первой аттестации.
Данные о давлении содержат два значения (в атмосферах):
Р – рабочее давление (указано цифрой 4);
П – проверочное давление (указано цифрой 6).
Физические данные о баллоне:
Е - вместимость баллона в литрах (указана цифрой 5). Встречаются также баллоны с латинским обозначением вместимости – V.
В – вес баллона в килограммах (указан цифрой 8). Встречаются также баллоны с латинским обозначением веса – М.
Внимание! Вес баллона указывается без учета веса запорного устройства (вентиля).
Сервисные данные:
Клеймо (товарный знак) завода-изготовителя (указан цифрой 1) и клеймо ОТК завода-изготовителя (указано цифрой 7).
Когда баллон проходит периодические испытания (проверку гидростатическим давлением), то данные об этих испытаниях выбивают на самом баллоне (как правило, напротив паспорта баллона на горловине).
![]()
![]()
Рис.4 Аттестационные данные реального баллона
На рисунке 4 показаны аттестационные данные реального баллона.
В аттестационных данных указывают:
- месяц и год проведенной аттестации (на рисунке 4 указаны цифрой 1);
- клеймо аттестующей организации (на рисунке 4 указаны цифрой 2);
- год следующей аттестации (на рисунке 4 указаны цифрой 3).
Из приведенных выше примеров видно, что в данных о баллоне нигде нет упоминания о виде газа, для которого предназначен баллон. Каким же образом тогда баллоны разделяются на углекислотные, кислородные, азотные, воздушные и «самые страшные для слуха аквариумистов» баллоны огнетушителя? Все предельно просто. Баллон на заводе изготавливается не под определенный газ, а с определенным рабочим давлением. А какой уже будет там газ - определяется всего-навсего … цветом баллона! Да, именно так – цвет баллона указывает, для какого газа он предназначен, а не давление или завод-производитель. Дополнительно к цвету в характерных сценариях использования баллона также подбирается еще и вентиль. Но сам баллон (колба) остается неизменным!!! Почему так происходит? А все потому, что нет смысла производить баллоны под разные типы газов, намного проще газы закачивать до определенного рабочего давления, которое указано на баллоне.
Исключение составляет именно тот газ, который нам и нужен – углекислый. Его закачивают в баллон из расчета не по давлению, а строго из расчета по весу. А все потому, что при сильном сжатии (закачка в баллон под давлением приводит к сильному сжатию газов) углекислый газ уже при относительно небольшом давлении переходит в жидкую фазу. Жидкость же сжимается очень плохо. И потому если углекислого газа закачать сверх положенной нормы, то давление жидкой фракции газа может превысить допустимые для баллона значения…
Что же получается, все баллоны – одинаковы? Да, именно так! Все баллоны – одинаковы. Отличаются цветом под свой вид газа, ну и вентилем под разные газы.
Тогда почему же так боятся пользователи систем СО2 – аквариумисты, баллонов из-под огнетушителей? Скорее всего – пугает красный цвет баллонов. Ведь для баллонов с углекислым газом цвет баллона определен как – черный (зарубежные баллоны – серый цвет). Ну и разные страшилки про использование огнетушителей в качестве емкости для СО2, услышанные или прочитанные в сети. Такое вполне может быть по ряду причин. Самые распространенные – пользователи не меняют рычажный вентиль огнетушителя на резьбовой. Отсюда – большие трудности с регулировкой подачи, правильной настройкой, перерасходом газа или вовсе – частого самопроизвольного выброса всего газа (что само по себе не страшно, но процесс – довольно шумный с большим количеством белого «дыма»).
Так стоит ли бояться баллонов от огнетушителя? Ответ – нет. Ведь в углекислотных огнетушителях используется в качестве рабочего вещества тот самый обычный углекислый газ, который мы привыкли дополнительно подавать в аквариумы. И огнетушитель заполняется углекислым газом точно так же, по таким же критериям, как и обычный углекислотный баллон – по весу газа из расчета 0,6кг СО2 на 1 литр объема баллона.
При таком заполнении давление внутри баллона будет 55 атмосфер при температуре 25 градусов Цельсия.
А теперь давайте вспомним – где и в каких условиях мы видели эти красные «страшные» углекислотные огнетушители? Вспомнили? Волосы немного зашевелились?? А веди никто и не думал, что валяющийся под сидением маршрутки (а еще и у печки обогрева салона) или висящий на стенке офиса, в коридоре медучреждения или школы под прямыми лучами солнца огнетушитель может быть опасным!!! А ведь все может быть, если не соблюдать те самые несколько правил, основное из которых – заправлять углекислотный баллон не по давлению, а строго по весу и не больше нормы. Также – не нагревать баллон, не бить по нему тяжелыми предметами, использовать только аттестованные баллоны. Рабочее положение баллона – вертикальное.
Вот и получается, что страх перед обычными черными баллонами, равно как и баллонами от огнетушителя – это просто сильное преувеличение.
Что необходимо знать, чтобы эффективно и безопасно эксплуатировать систему подачи СО2 в аквариум на основе углекислотного баллона?
Есть несколько советов.
Если вы решили самостоятельно собрать систему подачи СО2 на основе баллона – проверьте в нем следующие элементы:
- Вентиль.
Вентиль должен подходить для углекислого газа. Часто используют кислородные вентили. Здесь нет большого нарушения, но все же лучше использовать специальный углекислотный вентиль, с защитным разрывным клапаном, который должен сработать, если давление газа в баллоне по той или иной причине поднимется выше установленной нормы (могут быть разные варианты: заправщик «перестарался», недосмотрел; заправляли при сильно отрицательных температурах, а эксплуатировать баллон планируется в сильно жарком помещении).
Если в баллоне установлен кислородный вентиль – эксплуатация такого баллона для содержания углекислого газа возможна.
Если баллон из-под огнетушителя – нужно заменить рычажный вентиль огнетушителя на резьбовой вентиль и провести аттестацию баллона.
- Колба баллона.
Колба баллона может быть любого цвета. До этого в ней мог быть, азот, аргон, сжатый воздух, кислород. Колба может быть от огнетушителя. Для углекислого газа нет надобности в специальной промывке после других газов, так как он инертный и не вступает в какие-либо критические реакции с возможными остатками других газов в баллоне. А если баллон из-под огнетушителя – то и вовсе нет смысла думать о промывке. Нужно лишь провести аттестацию баллона и окрасить его в соответствующий черный цвет.
Для чего нужно проводить аттестацию, если визуально баллон «как новый»? Все дело в том, что наибольшую опасность представляют невидимые глазом микротрещины (особенно внутри баллона). Ведь баллон постоянно работает таким образом, что его изнутри то «распирает», то давление вновь падает. Сколько таких циклов пройдено – нигде не фиксируется. А при аттестации выявляют подобные дефекты, и баллоны отправляются в утиль.
После аттестации на горловине баллона выбивается месяц и год аттестации, клеймо организации, которая провела аттестацию и год следующей аттестации.
Вот по сути и все правила, которые необходимо соблюдать при самостоятельном подборе баллона для сборки системы подачи СО2 в аквариум.
Если же есть желание и возможность приобрести готовую систему СО2, или только баллон к ней, то тут тоже есть несколько подсказок.
- Выбирая для покупки баллон – убедитесь, что тип вентиля, установленный в баллоне, подходит для углекислоты. Лучше, если это будет специальный углекислотный вентиль с защитным разрывным клапаном. Но если будет кислородный вентиль – это не есть проблемой.
Не рекомендуется покупать баллон с установленным вентилем от «большого» баллона. Что имеется в виду: баллоны немного конструктивно отличаются в зависимости от объемов. Маленькие баллоны (как правило – до 10л) имеют горловину для вкручивания вентиля с резьбой типоразмером W19,2, в то время, как большие баллоны (например – стандартные 40-литровые) имеют горловину для вкручивания вентилей с резьбой типоразмером W27,8.
В виду довольно большого дефицита специальных углекислотных вентилей с разрывным клапаном и даже кислородных вентилей с резьбой для вкручивания в баллон W19,2 многие «умельцы» приспособились устанавливать вентиля с больших баллонов в маленькие путем стачивания некоторой части резьбы вентиля и нарезания потом резьбы меньшего диаметра. Правильно это или нет, безопасно ли это – утверждать нет смысла, но то, что стенки резьбы вентиля, которая вкручивается в баллон, после такой процедуры становятся изрядно тоньше – факт неоспоримый.
Если с вентилем все в порядке, можно переходить к изучению самой колбы баллона.
- При осмотре колбы баллона следует обратить внимание на паспорт баллона и данные, которые там есть.
Обязательным условием есть наличие свежей аттестации баллона – это, пожалуй, одно-единственное условие, которого нужно беспрекословно придерживаться при выборе баллона. Даже если на баллоне присутствуют следы красной краски, что свидетельствует об «огнетушительном» прошлом баллона – нет повода отказываться от такого баллона, если на нем есть свежая аттестационная метка.
Не стоит бояться огнетушителей – стоит опасаться неправильной заправки и неправильного обращения с баллоном.
- Эксплуатировать баллон следует в вертикальном положении (транспортировка допускается в горизонтальном) вдали от нагревательных приборов.
- Заправлять баллон нужно на сертифицированных станциях строго по весу газа из расчета 0,6кг СО2 на 1 литр объема баллона.
Придерживаясь этих простых правил и владея информацией, можно спокойно эксплуатировать систему подачи углекислого газа.
kvn79
Житомир, 2019.





